![]() |
Виктор Гродзинский и Эдит Залкиндер. Резекне, август 1939 года. |
Этот пост посвящен первой жене моего отца. Известно о ней не очень-то много, о самом существовании Эдит я узнала довольно поздно, где-то в последних классах школы. Родители долго скрывали от нас, детей, что у них были предыдущие браки, рассказали об этой странице своей жизни только тогда, когда посчитали, что мы к этому готовы. (О первом муже мамы пост “Мамина Москва”). Фотографии Эдит я увидела, уже будучи взрослой, а целенаправленно искать сведения о ней стала тогда, когда вышла на пенсию и занялась историей семьи. Поделюсь здесь как материалами из исторического архива, так и тем немногим, что хранится дома.
Эдит была учительницей, ее имя известно небольшому кругу историков - статья об Эдит Залкиндер есть в книге Александра Фейгманиса “Еврейские интеллигенты Латвии - жертвы холокоста”, изданной в Риге в 2006 году.
![]() |
Статья об Эдит Залкиндер из книги А.Фейгманиса |
К этим биографическим сведениям добавлю несколько небольших уточнений.
В университете Эдит училась очень хорошо, в ее зачетной книжке преобладают отметки “Ļoti sekmīgi” (очень успешно), иногда “Sekmīgi” (успешно) и “Labi” (хорошо), однако университет она не закончила. Возможно, работа не оставляла времени для учебы, а не работая, она не могла платить за учебу. С юных лет проживая в Риге, Эдит самостоятельно зарабатывала на жизнь - давала частные уроки, была гувернанткой.
В частной школе “Эзра” она преподавала помимо истории еще и латынь.
Прошение Эдит Залкиндер о зачислении в Латвийский университет, 1928 год. |
![]() |
Загранпаспорт Эдит Залкиндер, выданный в 1934 году. Выезжала в Литву. Прописана в Риге по ул. Видус 4 - 14. ЛГИА Ф. 3234-33. Д. 54326 |
Несколько фотографий, две почтовые открытки, кожаная закладка - вот, собственно и все, что сохранилось в семье от Эдит.
На первой фотографии из домашнего альбома - Эдит вместе с сестрой Виктора Шурой. На фотографии есть дата 3 января 1935 года. Сфотографировались накануне Шуриного отъезда в Москву. Виктор и другая его сестра Вера в это время находились в следственной тюрьме в ожидании суда, они были арестованы 1 августа 1934 года за пропаганду коммунистических идей (подробнее об аресте см. пост в блоге "Заметки о еврейской Режице").
![]() |
Шура Гродзинская и Эдит Залкиндер. Рига, 3 января 1935 года. Шуре еще не исполнилось 18, Эдит - 26 лет. |
Из открыток Эдит понятно, как близка она была со всеми членами семьи Гродзинских, бывала в Режице. Короткие весточки интересны и тем, что Эдит завуалированно дает Шуре понять, как идут дела у Виктора.
Первая открытка датирована 31 марта 1935 года.
![]() |
Открытка от 31 марта 1935 года. Шура жила в Москве у родственников матери в Останкино. |
“Sveiki Шурик! Ты наверно страшно сердита. Но не моя вина! Одна работа гонит другую. Но зато могу сообщить нечто приятное. Дело детей закончено. Вчера получила от Вити письмо и выпись дела. Слава богу! Приближается к концу. – Твоими письмами я не довольна. Ты так кратко пишешь и почти о жизни ничего. Очень хотелось бы от Пули знать побольше. Что у нее, как все живут? Не хочется мне писать о том, где была в день твоего отъезда. Это все не важно. Время летит. Скоро уж 9 месяцев [со дня ареста Виктора и Веры]. Что писать о себе. Все как было. И это тебе известно. Живу, работаю, хандрю (но не часто). Собираюсь в Режицу на свадьбу Сони. Но все не женится. Теперь не знаю. Спешу на вокзал, сестра уезжает в Варшаву. На сей раз остаюсь в Риге. У меня как раз Калман пишет Вити от моего имени и получается страшно смешно. Занимаешься ли и как вообще. Ну будь здорова. Привет твоим и Пулиньке и Абрашке. Эдит”.
Абраша Штыкан - одноклассник и близкий друг Виктора, а кто такие Соня, Калман и Пуля, я не знаю.
Вторая открытка написана 25 апреля того же 1935 года. На открытке фотография улочки Старой Риги, а в тексте фраза: “Здесь ты можешь разглядеть место, где Витя заболел”. Похоже, что это место, где Виктора арестовали.
![]() |
Открытка Эдит от 25 апреля 1935 года. |
"Рига, 25.IV.35 Sveiki Šurka!
Наверно уже совсем махнула рукой на меня, «но» но это конечно не отговорка. Постараюсь быть аккуратнее. У нас пасха. Праздник, весна, каникулы все кк надо, только где-то не все в порядке. Эту открытку шлю тебе. Здесь ты можешь разглядеть место, где Витя заболел. Ну всего и привет ..?. Привет (подпись)".
На открытке не указан адрес, где сделана фотография, но папа рассказывал, что его арестовали прямо на улице и произошло это в старом городе на улице Вецпилсетас. Пройдясь по этой улице, я легко узнала это место. Так стал известен адрес - Вецпилсетас 10. Сфотографировать этот амбар я не смогла, так как его фасад сейчас реставрируется и закрыт строительными лесами, поэтому прикладываю фото из интернета.
![]() |
Средневековый амбар на улице Вецпилсетас дом № 10 |
Со слов тети Веры, отношения Виктора с Эдит были достаточно сложными. Эдит, очевидно, не разделяла политических убеждений Виктора, во всяком случае она не была ни членом МОПРа, ни комсомола, ни тому подобных союзов. Сказывалось, вероятно, и различное социальное происхождение (отец Эдит был владельцем небольшого крахмального завода в Талсене (г.Талсы)). Однако, не будучи связанной с революционным подпольем, она ходила к Виктору в тюрьму на свидания и носила ему передачи как невеста.
Следующая фотография сделана вскоре после выхода Виктора из тюрьмы.
![]() |
Эдит Залкиндер и Виктор Гродзинский. Рига, 19 сентября 1938 года. |
Сзади видно здание анатомикума, Эдит жила в этом районе - на улице Видус 4 - 14.
![]() |
Современный вид дома, где жила Эдит, на улице Видус. Фотография сделана 6.05.2022. |
Две фотографии августа 1939 года, сделанные в Режице. Видно, что Эдит была радушно принята в семью, хотя расписаны они с Виктором еще не были.
![]() |
Мать Виктора - Татьяна Эммануиловна с Эдит. Резекне, август 1939 года. |
![]() |
Эдит с сестрой Виктора Верой. Резекне, август 1939 года. |
Расписались Виктор и Эдит 12 декабря 1940 года.
![]() |
Фотография подписана Эдит: "12 декабря 1940 года. Шурке от нас". |
За три месяца до этого события Эдит Залкиндер была назначена исполняющей обязанности директора Рижской 3-й еврейской средней школы. Это была вновь созданная школа, ее открыли в сентябре 1940 года, после установления советской власти. На плечи Эдит, которой в то время был 31 год, легли многочисленные хлопоты по организации всего школьного хозяйства. А школа была немаленькая, в ней было 22 класса и почти 1000 детей.
Когда началась война, Эдит была беременна. Всех подробностей о ее трагической гибели мы не знаем. Со слов папы известно лишь, что он посадил жену в машину, которую удалось достать для эвакуации школы, а сам отправился из Риги пешком. Но этой машине не суждено было выбраться из Латвии - на выезде из Риги она попала под бомбежку и все пассажиры вынуждены были вернуться в Ригу. Эдит погибла в гетто, но когда и при каких обстоятельствах точно неизвестно.
Виктор добрался до Чувашии, где жил с матерью до ухода на фронт.
13 июля 1941 года Татьяна Эммануиловна пишет Шуре в Москву:
“Шуранечек мой, дочурочка!
Спасибо за депешу [телеграмму]. Много лишних слов в адресе. Надо «Чувашия, Первомайск колхоз Пионер Гродзинскому». И не надо срочную посылать. Теперь ждем весточки об Эдичке. Она верно тоже тебе сообщит о своем пребывании и ты нас известишь. Верусе я пишу сегодня”.
Многократные попытки Виктора узнать что-либо о судьбе Эдит долго были безуспешными.
Эдит была второй из шести детей Калмана и Гиты (ур. Херцберг) Залкиндеров. Самой старшей была Бася, 1907 г.р., второй Эдит - 1909, потом четверо братьев: Фейвел -1910, Бер - 1912, Хона - 1914 и Яша - 1916 (Сайт: Евреи Латвии 1941-1945). В Рижском гетто были три брата Эдит: Фейвел, Хона и Яша. Фейвел погиб, Хоне и Яше удалось бежать (Книга Давида Зильбермана "И Ты это видел", глава "Заложники". Рига, 2006).
Как-то, гуляя по Еврейскому кладбище в Шмерли, я случайно наткнулась на семейную могилу Залкиндеров. Здесь захоронены Хона в 1967 году, Бер в 1972-м, сын Хоны Абрам в 1956-м и Сара Розинка, должно быть, чья-то жена, - в 1963-м.
![]() |
Рижское Новое еврейское кладбище "Шмерли". Сектор: 2а / Ряд: 1 / Место: 41 / Размер: 4. |
Памятника Эдит здесь нет. Так пусть же этот пост будет данью памяти Эдит - первой жене моего папы.
Среди немногих вещей, оставшихся от Эдит, сохранилась маленькая кожаная закладка, которую в 1940 году Виктор и Эдит послали Шуре в Москву.
![]() |
"Шуре привет ко дню рождения от Вити и Эдит. 6.4.40." |
Этот пост в какой-то мере является продолжением цикла "Семья доктора Гродзинского" в другом моем блоге "Заметки о еврейской Режице".
Спасибо, тетя Люля! Я даже не знала, что столько всего о ней сохранилось. Даже открытки. Я видела только пару фотографий и все. Очень хорошее лицо у нее. Доброе и уютное.
ОтветитьУдалитьЛюля, как всегда, великолепно! Я знал об Эдит совсем немного, только что она беременная погибла в гетто. Что делает война! О ее школьной деятельности не знал ничего.
ОтветитьУдалитьТ.Люля, эту закладку я помню! Она хранилась у бабушки? Или была ещё одна, похожая?
ОтветитьУдалитьНет, Аленочка. Она хранилась у т.Шуры, мне ее отдала т.Наташа.
УдалитьДорогая Люленька,
ОтветитьУдалитьС большим интересом прочла текст и разглядела фото и открытки. Настя права - очень хорошее лицо у Эдит, доброжелательное и мягкое.
Она очень женственна. Судьбы...